Ни для кого не секрет, у наших детей с каждым годом все больше проблем с физическим здоровьем. Низкая двигательная активность подрастающего поколения, заточенного под гаджеты, стала обыденной. Многие родители считают физическую культуру предметом второстепенным. А дома, в свободное время, вместо того чтобы сходить со своими детьми поиграть в футбол, волейбол, теннис или просто посетить спортивную площадку – предлагают занять себя компьютером и интернетом. Физическая культура закладывает основы не только физического, но и духовного здоровья, на базе которого возможно разностороннее развитие личности. Её образовательное, воспитательное и общекультурное значение переоценить невозможно. Работа учителя физической культуры сложная и многофункциональная, требующая высокого уровня знания дела, любви к профессии и уважения к воспитанникам.
Такие примеры в нашей жизни есть. Предлагаем беседу с Машковцевым Алексеем Ивановичем – заведующим кафедрой физической культуры, учителем общеобразовательной автономной некоммерческой организации «Школа «Летово».
Справочно: Машковцев Алексей Иванович: Заслуженный учитель г. Москвы. Почетный работник общего образования РФ. Лауреат конкурса «Педагог года-2017» г. Москвы. Победитель конкурса «Учитель года-2000» г. Москвы. Дважды Лауреат Грантов Правительства Москвы в области образования. С 2007 по 2016 г.г. — заместитель главного редактора журнала «Спорт в школе» издательского дома «Первое сентября». Автор более 150 методических статей, опубликованных в различных педагогических изданиях.
Алексей Иванович, как вы стали учителем физической культуры? Как эта профессия стала вашим призванием?
– Ещё в седьмом классе я стал задумываться над тем, кем я стану. Так как я занимался спортом, то считал, что в идеале профессия должна приносить тебе радость, заниматься любимым делом, а поскольку любимым делом на то время у меня был спорт, я решил, что и она должна быть связана со спортом. Я стал интересоваться этой темой, узнавал какие профессии можно освоить в спорте, какие имеются учебные заведения спортивного направления и остановился тогда на Государственном центральном ордена Ленина институте физической культуры (ГЦОЛИФК). Тогда выбор там был небольшой: было два факультета: тренерский и педагогический. Я очень хотел стать тренером, так как активно занимался лыжными гонками. Когда я пришел на консультацию в вуз, мне преподаватель сказала, что поступить будет тяжело, потому что конкуренция очень высокая, да и она не была настроена принимать мальчиков в группу. Тогда парней по достижению 18-летнего возраста забирали в армию, даже из института. И преподаватель посоветовала мне: «Иди на педфак». И хотя педфак котировался ниже, чем тренерский факультет, я решил воспользоваться советом, предполагая, что потом смогу перевестись на тренерский факультет. А когда поступил и начал учиться, понял, что не надо ничего менять. Когда мы стали изучать специальные предметы, ходить на педагогические практики, я понял, что неплохо быть и учителем физической культуры. С тех пор вопрос о переводе не стоял передо мной, хотя такая возможность была. Сейчас я могу сказать, что тогда выбор был сделан правильный и я очень благодарен Тамаре Ивановне Раменской за то, что она подсказала мне выбор и таким образом определила мою судьбу.
Вы уже давно в профессии, расскажите, какие изменения произошли в физическом развитии молодежи в последние, скажем 15 лет? Есть ли достижения, какие есть проблемы?
– Изменений на самом деле много. Я в профессии уже 33 года, преподаю физическую культуру. Я предлагаю не на пятнадцать лет отмотать время, а на тридцать. Могу сказать, что уровень физической подготовленности детей стал ниже. И это не потому, что мы стали сами хуже, а потому, что уровень комфорта нашей жизни дал результат и дети стали меньше двигаться. Я работаю с обыкновенными детьми и вижу, что те нагрузки, которые они выполняли в 90-е годы, сейчас дети не выдерживают. Ситуация сейчас, по-моему стабилизировалась, нет отрицательных тенденций, но в целом уровень физической подготовленности детей ниже, чем в 80–90-е годы. Причин много. Одна из них – это уровень комфорта, который в крупных городах, стал выше, а движения у современных детей стало меньше. Недавно мы проводили такой эксперимент: изучали, сколько шагов в день делают школьники. Так вот сейчас старшеклассники не проходят и 10 тысяч шагов в день, в среднем 5 тысяч. А дети в 70-80-е годы делали 15-20 тысяч шагов и мы считали, что этого мало. Но есть и плюсы: мы о таком детстве, которое имеют современные дети, могли только мечтать. Посмотрите, какие современные у нас дворы, современные спортивные площадки, современный спортивный инвентарь. Московские школы им оснащены очень прилично. Уровень подготовки преподавательских кадров стал выше. Можно сказать, что произошли определенные цивилизационные сдвиги в лучшую сторону.
Есть ли разница между понятиями физическая культура и физическое воспитание?
– Разница есть, иначе бы не существовали разные слова в русском языке. Не буду вдаваться в философию и определение этих слов, опущусь на уровень предмета. У меня в дипломе написано в обозначении специальности: «физическое воспитание». А предмет, который я преподаю, называется «физическая культура». Если брать общий понятийный аппарат, то физическая культура – часть общечеловеческой культуры. Ведь кроме физической, есть культура духовная, нравственная, художественная и другие. Но разве только один предмет в школе изучает культуру? А, нет. Есть ещё мировая художественная культура (МХК). Но ведь и на других предметах учат детей быть культурными… Задача нашего школьного предмета, состоит именно в том, чтобы развивать у детей культуру физическую, чтобы человек мог не только быстро бегать, метать мяч или подтягиваться, но и в своем поведении показывал бы образец нормального культурного общения. Например, вам, как и мне, наверняка, не очень приятно, когда проходя мимо спортивной площадки, можно услышать матерную брань, ругательства в отношении друг друга, да и до драки дело может дойти. Это пример как раз того, что это явно не физическая культура. Хоть занятие спортом и несет в себе здоровый образ жизни, но в данном случае, в нём нет культурной составляющей. Поэтому мы, учителя, должны научить не только физическим упражнением, а тому, чтобы человек, который занимается физическими упражнениями, был культурным. Но все же мне больше импонирует слово «воспитание», потому что культура это состояние, а воспитание – это процесс. Мы как-то задумались с коллегами в очередной раз: интересная вещь получается – ведь наш предмет единственный, который не меняет названия с первого класса по одиннадцатый. И он не заканчивается с последним звонком. Задача учителей как раз состоит в том, чтобы научить детей и дальше организовывать правильно свой досуг, строить свою дальнейшую самостоятельную работу, чтобы окончание обучения в школе не означало, что физическое воспитание закончилось. Этот процесс должен продолжаться. И ещё немного философии. На английском наш предмет за рубежом звучит так: Physical education, что переводится как физическое образование или физическая образованность, а мы переводим это как физическое воспитание. И этот не совсем корректный перевод отразился на предмете. Мы больше углублены в воспитание всесторонне развитой личности, а при оценке доминируют достижения в каких-либо видах спорта, а образовательной составляющей очень мало, хотя она в программе прописана. Каждый раз приходится доказывать коллегам, что у нас такой же образовательный предмет, как и все другие.
Чего больше в школьной программе в этом плане: культуры или воспитания?
– Часто говорят об этом, но мало кто заглядывал в суть. Я недавно пересматривал ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Требования к предметным результатам по физической культуре уместились на одну страничку. Вы там не найдете требования, чтобы ученик умел выполнять именно эти физические упражнения, сдавал именно эти нормативы. Там девять пунктов, первый из которых звучит так: формирование привычки к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой. Затем речь идет об умениях планировать самостоятельные занятия физической культурой и строить индивидуальные программы оздоровления и физического развития, технически правильно выполнять физические упражнения. То есть в нем как раз больше требований образовательных. И если говорить о том чего больше в школьной программе: воспитания или культуры, то там больше образования.
Стандарт ФГОС о котором говорим, соответствует реальной жизни и потребностям?
– К сожалению, нет. Он красиво звучит, и сам по себе очень хороший. Те требования, которые прописаны в нём, направлены на то, чтобы человек в дальнейшем использовал полученные знания в жизни. В стандарте все хорошо, но на практике, к сожалению все далеко не так. На практике по-прежнему учителя зациклены на то, чтобы готовить ребят к соревнованиям, выполнению норм ВФСК ГТО, определенных упражнений, которые можно было бы оценить отметками. Если подытожить, то стандарт хороший, и он универсален. Независимо, в каком регионе страны вы будете его воплощать, – он достижим.
Какие виды спорта наиболее органично вписываются в специфику обучения в школе? Если есть, то какие: игровые, единоборства, индивидуальные?
– Универсального ответа не будет и не может быть. Нельзя сказать, что этот или другой вид спорта лучше или больше подходит. Любой учитель найдет тот вид спорта, который будет ближе ему. Идеальным решением для современного школьника станет универсализм: дать себя попробовать во всём. Если все виды спорта разделить по направлениям, то у каждого из них есть свои достоинства и свои недостатки. Разностороннюю личность мы воспитаем тогда, когда мы универсально подойдем к этому вопросу. Однозначно должны быть командные виды спорта. Современным детям особенно не хватает командного духа. Нужно вырабатывать это чувство и навыки через спортивные игры, и неважно, какая это будет игра: регби, футбол или баскетбол. Индивидуальные игровые игры – это тоже способ и возможность ребенку себя реализовать. В этой игре ты уже не спрячешься за одноклассника. Играя в настольный теннис или в теннис, результат зависит только от тебя, поэтому индивидуальные виды спорта должны быть обязательно в программе. Или, например спортивная гимнастика. Этот спорт имеет огромную эстетическую направленность: там требуется качественное, красивое исполнения элементов. То же самое относится и к фигурному катанию, и к танцам. Если говорить о единоборствах, то каждому юноше (да и девушкам) не помешает научиться постоять за себя, знать элементы и приёмы, как освободиться от захвата, как уклониться или провести приём. Отдельно нужно сказать о видах спорта на выносливость. А как сейчас без этого, когда рабочий день хорошего работника может длиться и 12, и 14 часов. Современная жизнь без такого качества как выносливость тоже невозможна. Поэтому именно разносторонняя программа обучения и физического воспитания и дает возможность ученикам развивать свои физические и другие способности, и это очень важно в их будущей самостоятельной жизни.
Если представить себе идеальный вариант отношения к преподаванию физической культуры в школе, что нужно сделать в первую очередь?
– Сколько работаю, все время говорю о статусе предмета, о статусе учителя физкультуры, да и вообще о статусе учителя. Когда начинал свою трудовую деятельность, то очень гордился тем, что я – учитель! У нас с детства было заложено уважение к этой профессии. Сейчас оно немножко сходит на нет, а особенно в Москве стали относится к учителю как к человеку, оказывающего услуги. Вот этого хотелось бы избежать. Что касается предмета «Физическая культура», то отношение к нему и в конце прошлого века, и в нынешнем – весьма и весьма посредственное. В списке общешкольных предметов мы в самом конце (и не только по алфавиту). Такое отношение сложилось годами, и его нужно менять. А сейчас наблюдается очень плохая тенденция в сторону того, что физическую культуру могут лишить оценки, ввести «зачет»/«не зачет». Есть некоторые школы, которые на эту систему перешли. Таким образом, получается, что у всех предметов есть отметки, а физическая культура как бы недопредмет. Такое формальное отношение к предмету идет, как ни странно, не от детей, а от родителей. Зачастую родители говорят: «Мы достанем тебе освобождение от физкультуры, достанем любую справку, лучше ты во время это предмета посиди, отдохни, подготовься по другим предметам». Вот такое отношение надо менять!
Как влияет на развитие личностных успехов отношение к занятиям физической культурой в школе? Если в этом взаимосвязь?
– Взаимосвязь есть. Честно скажу, что экспериментов не ставил, но сейчас ограничусь своими собственными наблюдениями. Часто вспоминаю фразу одного своего коллеги: «Я сейчас дам команду классу построиться в одну шеренгу, и вот, от того, как они построятся, я вам скажу, кто из них как учится». Его педагогический талант преподавателя был настолько силен, что он по отдельным элементарным движениям мог делать этот вывод. На своем опыте убеждаюсь, что дети, которые умеют думать над выполнением физических упражнений, они, соответственно, успешны и в учебе. Не случайно у нас на кафедре есть слоган: «Мы учим мыслить в движении!». Мало научить выполнять движение, его нужно делать осознанно. Те учащиеся, которые это делают: то есть мыслят и воплощают свои мысли в движение – они успешны.
Что можно и нужно пожелать сегодняшним ученикам и родителям в части физического развития ребят?
– Прежде всего, хотел бы высказать пожелание родителям. Им нужно понять, что они в ответе за физическое воспитание своего ребенка. Какой бы хорошей школа не была, какими бы хорошими педагогами она не обладала, все начинается с семьи. Если в семье существует культ физической активности, тогда гарантирован результат во всех сферах. Дети будут хороши и в спорте, и в учебе, потому что ничто так не воспитывает, как принято говорить, мягкие навыки: организационные, мыслительные, коммуникативные. Если человек привык выполнять в одно и то же время физическую работу, то ему и все остальные задачи решать становится проще. Сейчас (раньше я такого не замечал) современные родители хотят провести свой выходной день под лозунгом: «Я хочу отдохнуть!». Ребенка отправить в кино, дать ему возможность сидеть за компьютером. А нужно, чтобы родители старались больше проводить время с детьми в активных занятиях: выезжали на велосипедах, ходили вместе на лыжах, играли в подвижные игры. Вот этого сейчас стало меньше в разы. Что касается детей, то если родители будут подавать им такие собственные примеры активного отдыха, то они и от компьютеров и гаджетов оторвутся, будут более активными. Наверное, детям нужно быть послушными с такими родителями, а может быть и брать инициативу. И в заключении мне хотелось бы адресовать родителей и выпускников к стихотворению Андрея Дементьева: «Не смейте забывать учителей», написанное им в 1966 году. В последнее время очень часто его вспоминаю…
Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!
Спасибо большое за столь интересную и содержательную беседу.
Беседу провел: Э. Якимов
Фото из личного архива Машковцева А. И.