Верьте и не изменяйте себе

Редакция нашего издания обратились к известному певцу и актеру Московского театра оперетты Сергею Ли, с просьбой об интервью. Сергей Валерьевич, личность медийная, о нем много информации в интернете, он в расцвете своих творческих сил. Нам очень хотелось рассказать о нём, прежде всего как о человеке. Удалось нам это или нет, судить вам.

      Нисколько не опасаясь ошибиться, можно утверждать, что одним из излюбленных жанров публики, любящей музыку и театр – стал мюзикл. Последнее десятилетие доказало большой интерес не только молодых, но и умудренных опытом  любителей музыки к этому театральному искусству. Зрелищность, красочность, музыкальность, энергичность драматургии, обилие и пышность костюмов и театральных эффектов, хореография – манят и радуют зрителя.
Справочно:
Сергей Ли творчеством начал заниматься ещё в детстве: пел в хоре, играл в народном театре, занимался бальными танцами и  посещал кружок художественного чтения. Окончил факультет психологии Московского государственного социального университета. Актёрский дебют состоялся на сцене Театра оперетты, в мюзикле «METRO». Солист мюзиклов  «Норд-Ост», Notre Dame de Paris, «Ромео и Джульетта», «Кабаре», «Алые паруса», «Карамазовы». Артист ледовых шоу Ильи Авербуха: «Кармен», «Щелкунчик», «Бременские музыканты». В настоящее время играет в мюзикле «Кабаре» на сцене Конгресс Холла и в мюзиклах «Граф Орлов» и «Анна Каренина» на сцене Московского театра оперетты.

   Сергей Валерьевич, решение посвятить свои творческие способности тому или другому виду искусства, всегда сложное и противоречивое решение. Как вы приняли его для себя?

        – Если говорить честно, все было предрешено судьбой. Не знаю, где это и как делается, но уже в пять лет я стоял на табуретке, пел песни для домашних, читал стихи в детском саду, потом хор в школе, бальные танцы, художественная самодеятельность и народный театр.
Я не сомневался, что стану артистом, но вероятность того, что расстанусь со своей мечтой и призванием была большая. Провинциальный городок, провинциальные нравы. Люди, которым я доверял: учителя, педагоги, все они сомневались, смогу ли я доехать до столицы и поступить в театральный, отговаривали меня.
Поэтому я поехал поступать в Институт иностранных языков в Пятигорск, но не поступил. Не добрал одного балла.
Но Вселенная оказалась на моей стороне, и я случайно оказался в Москве, поступил на Филфак Московского Международного Университета (частный ВУЗ на базе МГСУ, где учились только российские корейцы), что было мало связано с творчеством и музыкой.
Однако, мечта никуда не делась и не изменилась, поэтому я стал играть в КВНе, участвовать в студенческой самодеятельности, писать песни, играть на гитаре. Педагоги чаще видели меня на сцене, чем на своих лекциях. Я стал любимчиком нашего ректора, Василия Ивановича Жукова. Он был большим поклонником студенческого творчества. Благодарен ему за помощь и поддержку. Я выигрывал московские и российские вокальные конкурсы, и это было хорошим пиаром для нашего социального университета.
      Филфак я не окончил, мне стало скучно. На 3 курсе перевелся на Психфак, на кафедру клинической психологии, на отлично защитил дипломную работу, но потом сразу впал в жуткую депрессию, потому что это было не то, к чему я так долго стремился.
Но и в этот раз Вселенная улыбнулась мне. По счастливой случайности я встретил в музыкальной студии свою знакомую, с которой вместе учились в «Универе», играли в КВН, а она оказалась менеджером труппы мюзикла «Метро». Как раз набирали второй состав, и так я попал на кастинг этого грандиозного проекта.
      Пришел с улицы. Как сейчас помню, вышел на сцену Театра оперетты. В зале сидел режиссер Дмитрий Белов и продюсер Катерина фон Гечмен-Вальдек. Меня попросили спеть пару песен. Я спел. После чего меня спросили: «Где вы были раньше?».
Я честно ответил: «Учился на психфаке».
«Вы в проекте!» – ответили мне.
Это было счастье для меня. Это был тот момент, когда жизнь в одну секунду перевернулась с ног на голову. Это было чудо! Это был кадр из голливудского фильма. Все случилось в 2000 году и с тех пор не отпускает.

      Конечно, я сейчас понимаю, какая у меня профессия: тяжелая, сложная, нестабильная. Я понимаю, что театр – он не про деньги. Но я люблю свою работу. Я горжусь ей. То, что я делаю на сцене – лучшее, что я могу дать людям и миру. И еще я знаю, что мечты сбываются. Надо только верить. У меня бывают моменты, когда я хочу все бросить, вернуться в психологию или заняться бизнесом, но театр – это наркотик. Невозможно, просто взять и соскочить.

 

Фото из личного архива. Автор: А.Утюпин.

  Голос человека это сложнейший и тонкий инструмент. Даже имея природные способности, он как алмаз, требует тончайшей огранки, чтобы стать драгоценным. Что стало триггером для вас в получении специального образования и как оно проходило?

    – Здесь все неоднозначно, повторюсь, что у меня нет специального образования. Бывают ситуации, когда я стыжусь этого, а иногда, просто, понимаю, что мне не хватает музыкальной грамоты, сольфеджио. Открою свою маленькую тайну: все партии я учу на слух. Может показаться, что это сложно, но я так привык, это специальный метод Сергея Ли.
Иногда возникают небольшие сложности, но в целом все, так скажем, реально: есть слух, есть уши, я слышу мелодию и запоминаю её, мне не обязательно смотреть в ноты.
Таким же образом я учу второй голос, третий, партии, дуэты, квартеты. Вот такая моя особенность.
Не всегда, когда начинаю работать в новом проекте, я открываю правду. Просто, не хочу пугать дирижеров и музыкальных руководителей. С задачей я справляюсь, и, вообще, считаю, что НЕТ ничего невозможного для человека с интеллектом.
По поводу образования: самое ценное я получил в детстве, когда встретил на своем пути педагога, у которого пел сначала в школьном хоре, а потом в вокальном кружке при Доме пионеров.
Она взяла меня под свое крыло. Дзебоева Светлана Борисовна – мой учитель, мой мастер, старший друг, моя вторая мама. Все горести, радости, проблемы, все подростковые переживания мы разделяли вместе. Я благодарю Бога, что в моей жизни была и есть  Светлана Борисовна. Мы с ней всегда на связи, видимся, общаемся. Вокализировать умеют многие, петь – единицы. Этому она меня научила.
Голос это очень интимный инструмент и мы его не выбираем, получаем, как наше тело, глаза, губы, руки. Можно конечно подкачать мышцы: бицепсы, трицепсы. Голосовые связки это тоже мышцы, над ними тоже можно работать, но тембр нашего голоса, это данность свыше, уникальная особенность каждого человека. Можно развить тесситуру, можно развить технику вокала, тембр – нет. Это природная, божественная субстанция. Поэтому главная задача мастера – не навредить, не разрушить то, что дано ученику природой.
Когда меня взяли в мюзикл «Метро», я понял, что мне нужно развивать вокальный диапазон. Профессиональная сцена – это не школьный хор и не кружок пения. Я начал искать педагога, который бы научил меня уверенно брать высокие ноты. Нашел, сходил на два занятия и понял, что нужно остановиться, потому что это было каким-то насилием над собой: меня пытались полностью трансформировать. Учась на психологическом факультете, мне как-то попалась одна дипломная работа, в которой исследовался вопрос передачи вокального мастерства от учителя ученику: как это происходит, посредством чего? И оказалась, что один из главных механизмов – тесная эмоциональная связь. То есть учитель и ученик должны быть на одной волне, если говорить современным языком, это должен быть дуэт, психологический тандем, энергетический союз. Все это было у меня с моим учителем Светланой Борисовной.

   Есть ли разница между таким музыкальными жанрами, как оперетта и мюзикл? Если есть поделитесь своим мнением.
       – Конечно, есть огромная разница, хотя в музыкальном жанре они как брат и сестра, это всё музыкальный театр. В нашей стране оперетта была родоначальницей жанра мюзикла и не случайно крупные проекты начались в театре оперетты, например, «Нотр Дам де Пари», «Ромео и Джульета», «Метро». Мюзикл прижился в театре оперетты, и мы теперь делим наш репертуар примерно пополам.
В
 этом отношении директор театра оперетты Владимир Тартаковский не только заслуженный деятель искусств, но и опытный менеджер в индустрии жанра. Мюзиклы «Анна Каренина» и «Граф Монте-Кристо» по лицензии поставили в Корее и Китае. Это беспрецедентное событие для русского театра.
Тем не менее, мне кажется, что оперетта сдает свои позиции, люди тяжелее покупают билеты. Театр пробует реанимировать старые постановки, осовременить оперетту, но мюзикл в нынешних условиях, в ХХI веке, конечно выигрывает.
Более того, мюзикл это изначально всегда коммерческий проект. Постановка требует огромных финансовых вложений. Мюзикл должен удивлять, восхищать: новые сценические технологии, специальные эффекты, дорогие костюмы, звук, свет. Все это тоже кардинально отличает оперетту от мюзикла.
Ну, и конечно, вокальный стиль, который в оперетте ближе к академическому вокалу, а в мюзикле это актерское пение, более правдивое, в разговорной манере. Но самое главное – музыкальная драматургия: мощная, выпуклая. Мюзикл почти всегда имеет широко известный литературный первоисточник и это, как правило, литературная классика: Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Дюма, В. Шекспир. Наш жанр принято называть легким, он всегда говорит простым языком о сложных вещах, но именно поэтому так популярен у зрителя.

Фото из открытых источников. Сцена из спектакля «Анна Каренина».

  Музыкальное творчество и искусство очень разнообразно и многогранно. Чему вы отдаете предпочтение, когда вы не на сцене?
       – Когда я не на сцене, я предпочитаю тишину. Просыпаюсь я без музыки, засыпаю без музыки, мне кажется, что это нормально. Дома у меня есть проигрыватель виниловых пластинок, какое-то время я увлекся и собирал винил. У меня много классической музыки: Бетховен, Шопен, Рахманинов, Чайковский, но чаще это стоит и пылится. Я мало слушаю музыку, если не считать время, которое провожу в машине.  Если я слушаю музыку в машине, то это Бочелли, Гару, Кочианте. Еще я большой поклонник Тины Тернер. Конечно же, я люблю театр. Хожу на постановки к моим друзьям коллегам. Не пропускаю громкие премьеры и хорошие спектакли.

      Популярность – это зло или добро для артиста? Какие у Вас взаимоотношения с фанатами? Не мешает ли популярность обычной жизни?
       – Сложная тема. Конечно, это зло и добро, есть как плюсы, так и минусы у неё. Другой вопрос – уровень популярности, он бывает разный. Слава Богу, что я оказался не в шоу бизнесе, не на телевидении. Театр не дает такой популярности, но, тем не менее, любого артиста всегда окружают фанаты и поклонники. В моей жизни был не один случай столкновения с неадекватными поклонниками и моя позиция такова: я держу дистанцию, потому что считаю, что фанатизм, это все же диагноз. Встречаются психически очень неустойчивые люди, когда с этим сталкиваешься, то последствия могут быть очень печальными. Не хочу сейчас перечислять какие-то конкретные случаи, просто обобщу и скажу, что у меня есть личные принципы общения с поклонниками в жизни и в социальных сетях.
Конечно, бывают ситуации, когда, например, едешь в метро или идешь по улице, подходят люди и просят: «Можно сфотографироваться». В этом случае стоишь, краснеешь, для меня это какая-то всегда некомфортная ситуация. Ну, а цветы, подарки, открытки, письма, лестные отзывы – это всегда приятно, чего греха таить. Спасибо поклонникам за это.

Фото из открытых источников. Сцена из спектакля  «Граф Орлов»

       В молодости, после победы в одном из конкурсов, вы попали в, тогда в пионерский лагерь, «Артек», а затем, какое-то время работали помощником вожатой, как это сказалось на вашем становлении?
     – Этому можно посвятить отдельное интервью. У меня счастливое детство: «Орлёнок», «Артек». Попасть туда было непросто. Каждый родитель стремился отправить своего ребенка туда: горы, море, лучшие вожатые, педагоги.
В 1988 году я побывал в «Орленке». В 1989 году я выиграл конкурс в «Пионерской правде», и в радиопередаче «Пионерская зорька». Затем нас собрали в Москве на третий тур, была такая программа «Марафон 15». Был очень долгий конкурс сначала заочный и я вошел в состав делегации, 20 детей со всего СССР, которые поехали на XIII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проводившийся в июле в Пхеньяне. Благодаря этому, в 1990 году я попал в лагерь «Артек», где моей вожатой была Людмила Горкунова. Кем она стала для меня? Подруга, сестра, старший товарищ. До сих пор! Должен сказать, что в жизни мне очень везло и везёт на людей. Может быть, я сам их к себе притягиваю, может мы друг другу притягиваемся. Одним словом, в Артеке случилась такая встреча с моей вожатой и у меня в подростковый период, появился ценный опыт в уникальном пространстве, в маленькой Вселенной – имя которой «Артек». Это была школа жизни, территория творчества, увлекательное путешествие длиною в одну лагерную смену. «Артек» стал одним из пазлов моей жизни, который в итоге сложился в то, что я называю творческой личностью. Я очень счастлив, что это было в моем детстве, я уверен, что это предопределило мою жизнь, и судьбу, мой путь к мечте.
Человеку нужен человек: учитель, старший товарищ, друг, вожатый. Благодаря этому мы взрослеем, мудреем, учимся. Огромное спасибо им всем!

     Из молодости вернемся в сегодняшний день. В каких спектаклях театра оперетты вы сейчас участвуете? Какие планы на будущее?
      – Сейчас год особенный, театр оперетты решил поставить в репертуар все русские мюзиклы, которые были созданы ранее: поэтому в этом году мы играем «Анну Каренину» каждый месяц, «Граф Орлов» и «Граф Монте-Кристо» чередуются. «Анна Каренина», конечно беспрецедентное событие мы играем этот спектакль восемь сезонов. Спектакль оказался таким удачным, что продажи продолжают расти. Честно говоря, я немного устал, уже хочется новизны. Грядет новый проект, пока все держится в тайне. Но дай Бог, всё получится, и в 2024 году , мы все надеемся , что с нашим участием, в театре оперетты грянет премьера нового мюзикла.

     Окружающая действительность, да и весь мир усложняются. ХХI век не принес спокойствия и умиротворения. Вы, как деятель искусства, что посоветуете нашим читателям, чтобы не потерять надежд на благополучное будущее?
       – Это действительно так, мир становится и сложнее и опаснее. Говорить о будущем всегда сложно и заниматься футурологией вещь неблагодарная. Но я хочу сказать, что никогда не бывало идеальных времен. Сейчас мы видим, как нестабилен мир, как хрупка человеческая жизнь. А это значит, что нужно беречь данное нам Создателем. Жить с добрым сердцем, нести добрые намерения и любовь в самом широком смысле этого слова. Нужно помогать ближним, и неважно кто это будет: родители, дети, мужья или жены, друзья, соседи, прохожие. Если это возможно, создавайте вокруг себя свой маленький мир, свою маленькую планету. Созидайте, сочувствуйте, творите. Верьте себе и не изменяйте себе. Да, Жизнь – это не сказка, но добро всё равно победит зло.

Спасибо за интервью, желаем вам творческих успехов.

Интервью записал: Матвеев Андрей

Просмотров: 441
0 Comments

Нет комментариев.