День памяти и скорби

22 июня одна из самых печальных дат в истории России – День памяти и скорби.

        Рано утром 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней и ночей, война, в которой погибло около 27 миллионов наших людей.

Фото из открытых источников. Москвичи слушают объявление о начале войны

     Для нас этот день навсегда останется Днём Памяти о погибших в боях, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Среди миллионов уничтоженных фашистами людей были и дети – невинные ангелы, рожденные для счастья и любви. Их уничтожали в концентрационных лагерях, они гибли от голода и бомбежек.
Скорбь и гнев за совершенные преступления  не проходит даже с годами. И через 82 года после начала войны нельзя без слез и комка в горле вспоминать о погибших. Поэтому преклонив колени и головы в знак памяти и благодарности, мы думаем о том, как не допустить возрождения коричневой чумы, а значит, думаем о нашем будущем.

        В России под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации реализуется  масштабный просветительский проект, «Без срока давности», направленный на сохранение у современников памяти о Великой Отечественной войне. Организационное, научное и методическое сопровождение проекта осуществляет Московский педагогический государственный университет.
В 2023 году в проекте приняли участие порядка полутора миллионов человек из России и Республики Беларусь: школьники, студенты колледжей и техникумов, образовательных организаций Министерства иностранных дел.
В этом году на конкурс было представлено более 700 тысяч сочинений и 526 концепций музейных экспозиций, выставок и виртуальных музеев.
7-9 мая в Москве в Музее Победы на Поклонной горе состоялись торжественные мероприятия по награждению победителей конкурса сочинений «Без срока давности».

Фото из открытых источников. Награждение победителей конкурса.

      Внимание нашей редакции привлекло сочинение ученика 6 класса Мариинской школы № 13, городского округа Ревда, Свердловской области – Тимофея Михайлова. Он победил в номинации «За оригинальный сюжет», его сочинение посвящено трагедии тысяч детей, уничтоженных в концентрационном лагере «Саласпилс» (Латвийская республика).
       Читать сочинение, написанное 13 летним парнем без морального потрясения невозможно. Предлагаем нашим читателям это произведение, как жесткое напоминание о том, что с фашизмом нужно бороться, он не истреблен, он пророс и заколосился во многих странах, в том числе в некоторых бывших республиках СССР.

 Коленька

Тимофей Михайлов

       Оказывается, чтобы плакать надо много сил. Это Ваня давно понял. Он не плакал, когда его с братом оторвали от мамы на лагерном плацу и заперли в детском бараке, когда было холодно и очень хотелось есть или когда приходили немцы в белых халатах…Но Коленька был маленький, он часто плакал.
Ваня как мог утешал своего братишку:
– Не плачь, Коленька, береги силы… потерпи… скоро наши придут, найдем маму, поедем домой…
Он не говорил ему, что когда его выводили на работы к женским баракам, то среди изможденных женских лиц он мамы не видел, а когда спрашивал о ней, то никто ее имени не знал или не понимал по-русски.
Они спали вдвоем на нижних нарах. Свободных коек было много, дети часто умирали или их забирали куда-то, просто вдвоем было теплее. Ваня растирал ледяные пальчики Коленьки и радовался, когда он, переставая дрожать, тихонько засыпал рядом.
Всегда хотелось есть, всегда… холодная баланда не насыщала, а как будто высасывала остатки тепла из середины тела.
– Коленька, помнишь, раньше было много еды? Хоть сколько ешь…
Но Коленька не помнил. Когда пришли немцы, он был очень маленький, и после этого много еды не было.
       Старших иногда выводили на работы, а малышей всегда держали в бараке. К ним приходили «белые халаты». После этого свободных коек становилось больше.
У Коленьки уже три дня подряд брали кровь. Он совсем ослабел, уже не плакал, когда кололи иголкой в руку. Только вздрагивал.
Вчера Коленька не смог подняться с кровати, а после трех ложек баланды, которые Ваня ему скормил, его вырвало.
— Ешь ты, я не могу – еле слышно прошептал он Ване.
— Коленька, надо покушать, надо… – Ваня гладил худенькие плечи брата. – Ты знаешь что? Завтра, когда придут колоть, ты спрячься под кровать, тебя и не найдут… Хорошо?
Ваня целый день на работах волновался за него, практически бежал в барак. Сегодня он порадует братишку. Расскажет о почти весеннем солнышке, а главное – принесет гостинец – горбушку хлеба, которую сберег с обеда.
Братик лежал на койке, на его ручке темнел засохший уже потек крови.
– Коленька, что же ты не спрятался? Просыпайся! Смотри, что я тебе принес! – Ваня потряс руку брата.
– Он давно уже спит. Как эти ушли… Я его бужу-бужу, а он не встает – к Ване подошла девочка Люба из младших.
– Коленька, Коленька! – позвал Ваня, но сам уже понимал, что его братик не спит.
Когда Коленьку выносили охранники, Ваня впервые в лагере заплакал, как будто Коленька вместе со своей вчерашней пайкой баланды отдал Ване все свои силы, и чтобы погоревать, и чтобы надеяться и дальше жить.

***

Коленька Смирнов 6-ти лет, умер 20 февраля 1944 года в концентрационном лагере Саласпилс (Латвия), в ходе отбора крови у малолетних узников для раненых немецких солдат, его порядковый номер регистрации — 15321.
Люба Зайцева 7-ми лет, умерла спустя две недели от истощения.
Ваня Смирнов 10-ти лет был освобожден из лагеря летом 1944 года в ходе наступления русских войск, отправлен в Россию.
О матери Смирновых информации не найдено.

     В 1967 году на месте лагеря был создан Саласпилский мемориальный комплекс, на входе которого надпись на латышском языке «За этими воротами стонет земля».

Фото из открытых источников. Саласпилс. Мемориальный комплекс.

В 2015 году латвийские историки заявили, что Саласпилс не являлся лагерем смерти, а был лагерем трудового воспитания, а сведения об использовании детей-заключенных в качестве доноров крови является мифом. Это вызвало скандал в историческом сообществе и возмущение среди выживших узников лагеря.

Фото из открытых источников. Узники лагеря Саласпилс.

     Редакция сетевого издания «Москва-Отражение» связалась с Тимофеем Михайловым и попросила его коротко рассказать о себе и своем творческом пути, благо, что современные технологии позволяют это сделать.

Тимофей Михайлов. Фото из личного семейного архива

Как и почему пришла мысль о написании сочинения о детских жертвах войны и в частности о жертвах лагеря в Саласпилсе?
      – Тема Великой Отечественной войны мне очень интересна, люблю читать об этом и смотреть военные фильмы. Конечно, мне интересна тема детей на войне. Всегда думал о том, как бы я вел себя в таких условиях, как бы я смог пережить холод голод побои. В таких условиях проявляется сама суть человека: есть в нём стойкость гордость или он предатель. Конечно, от детей сложно ждать какого-то  активного сопротивления, борьбы. В условиях концлагеря и взрослым сложно сопротивляться, но можно сохранить достоинство и тихую стойкость и в такой ситуации: заботиться о слабых, не забирать последнее у малышей, не допускать подлости, не пытаться выжить любой ценой.
О самом конкурсе мне рассказал классный руководитель Оксана Николаевна, предложила поучаствовать. Темы сочинений были разные, но я выбрал тему детей на войне. Мне кажется, что это было самое жестокое мучение ребят, которые в этой войне не были виноваты и ничего не могли изменить. Такое нельзя забывать, о таком надо писать. Писать о детском концентрационном лагере Саласпилс мы решили с мамой. Этот лагерь отличался тем, что в нём содержались преимущественно русские дети.  Я пользовался интернет ресурсами, энциклопедиями и много читал опубликованные дневники и воспоминания узников концлагерей. Конечно, персонажи рассказа, это собирательный образ, но он основан на реальных воспоминаниях детей узников Саласпилса. Описанные события: голод, холод, медицинские эксперименты происходили в реальности.

Твой рассказ «Коленька» многих тронул до глубины души. А тебе трудно было писать о тех ужасных событиях?
     – Сюжет родился сразу, писал быстро, в голове была как будто картина предстоящего: темный барак, дети плачут, два светловолосых брата. Особенно ярко мне представлялся Коленьки, светлая челка огромные голубые глаза на худом лице, а в них какое-то христианское смирение. Ваня другой: в нём стержень упрямство, сила. Как ни странно в нем эту силу питала слабость младшего братика, о котором надо было позаботиться. Я представлял, что Ваня вырос прекрасным человеком: прямым честным и храбрым. Когда писал рассказ о Коленьке, не ожидал, что стану победителем в Свердловской области и в России. Это очень порадовало меня, мою семью и друзей.

Ты не планируешь стать писателем или журналистом?
       – Я очень увлечен космосом и технологиями, и хотел бы связать свою работу с этим – быть инженером, робототехником, программистом в этой среде. Мне нравится научная фантастика, сейчас читаю братьев Стругацких «Страна багровых туч», о покорении Венеры. О профессии журналиста я не задумывался, но если и писать, то о чем-то важном.

Поделись впечатлениями, связанными с пребыванием в Москве.
     – Побывать в Москве в день Победы это моя мечта. На награждении я понял, как много детей разделяют мои интересы, которым не безразличны вопросы нашей истории. Сочинения других ребят меня очень впечатлили, мы испытываем схожие чувства, когда описываем героев рассказов, и мы хотим быть похожими на них.

Редакция благодарит Тимофея за участие в создании данной публикации и желает ему творческих успехов.

P.S. Всем тем, кто пытается переписать историю, кто глумится над жертвами, стоит напомнить слова великого российского историка Василия Осиповича Ключевского: «История — не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за плохо выученные уроки».

Просмотров: 830
0 Comments

Нет комментариев.