Крымские путевые заметки

В сентябре 2023 года, видимо, устыдившись безразличного отношения ко мне, Жизнь преподнесла мне подарок.

        В последнее лет десять жизнь перестала преподносить мне сюрпризы, в том числе и приятные. Мне временами казалось, что она, жизнь, стала забывать в своей суматохе про меня. Это меня не очень огорчало. Но в сентябре 2023 года, видимо, устыдившись безразличного отношения ко мне, она преподнесла мне даже не сюрприз, а подарок.

В середине сентября, вечером мне позвонил давнишний друг из Крыма, мы с интересом поделились своими новостями, так как месяца полтора не общались.
– Эх, как давно я не был в Крыму, а мой организм просто требует: «Дай возможность искупаться в соленом море, ведь тебе же будет лучше и простуда не привяжется». А что я могу сделать, мой статус пенсионера в материальном плане не тянет на такую роскошь, как смотаться к Черному морю, – пожаловался я.
– А ты приезжай, я приму тебя, так что в этом плане расходов у тебя не будет, – неожиданно друг сделал предложение.
– Хорошо, я подумаю, – ответил я.
       После разговора с ним я зашел в интернет и посмотрел, во что обойдется мне дорога до Симферополя и другие расходы, связанные с этой поездкой. Оказалось, только оплата дороги – моя полная пенсия.
– Все, тема закрыта, – подумал я, и с огорчением отложил эту идею. А хотелось бы побывать в Крыму, 10 лет не был на море. Последний раз посетил Крым в 2013 году, когда это была еще территория Украины, а теперь Крым наш!
      На следующий день мне позвонил мой бывший воспитанник, затем коллега, который ранее работал у меня, и ставший близким другом. В разговоре с ним я посетовал на то, что не могу себе позволить поездку  на море, хотя меня могут там принять.
– Сколько нужно денег, чтобы твое желание сбылось? – спросил он.
– Да мне бы дорогу туда и обратно оплатить, а там я выкручусь.
– Жди, сейчас скину тебе денег, у меня есть такая возможность, – ответил он и, не дав мне ни секунды для возражений, повесил трубку.
Через пять минут телефон дал знать, что пришло СМС. Открыв сообщение, я узнал, что на мою карту переведены деньги достаточные для того, чтобы не только оплатить поездку, но и прокормить себя в течение 10 дней.
Вот такой подарок преподнесла мне жизнь на 75 году жизни. Был ли я рад? Да, конечно! Был ли разочарован? Да, так как не мог сам материально решить такие проблемы, как, впрочем, и подавляющее большинство пенсионеров.
      При помощи интернета я смог приобрести билет до Симферополя только на дополнительном поезде и только в плацкартном вагоне. Даже на этот медленный поезд купить билет в конце сентября удалось только за 5 суток до отъезда. В скорых поездах мест свободных не оказалось вообще, ни в плацкарте, ни купе, ни в СВ. Удивили и цены: за место в купе просили почти 10 тысяч рублей. Из Москвы на самолете в Сочи компанией «Победа» – 5 тысяч рублей. Но самолеты в Симферополь так и не начали летать, поэтому отданные на откуп частной компании «Гранд Сервис Экспресс» вагоны и право перевозок – сделали в этих условиях цены заоблачными, точно не железнодорожными! «Капитализм» российского розлива в условиях отсутствия конкуренции.
Получив электронный билет по почте, я позвонил своему приятелю в Крым и предупредил его, что  19 сентября приеду.

Поездка
     Уже за полчаса до отправления на Павелецком вокзале стоял дополнительный поезд, который должен был доставить в 16 вагонах в столицу Крыма, г. Симферополь пассажиров.
Этот поезд, в котором пришлось ехать до Симферополя 39 часов, состоял из набора разномастных в основном плацкартных вагонов, некоторым из которых было явно за двадцать лет отроду. Тем не менее, в вагоне было опрятно, работали кондиционеры, биотуалеты, правда, последние издавали немыслимый ужасный, громкий и совершенно неприличный звук при срабатывании. Выданное белье было чистым, сухим. Кипяток готовился в титане на углях, старым, «дедовским» способом, поэтому был кипятком, а не горячей водой, что порадовало. Проводники – женщины, в меру доброжелательные, настолько, насколько возможно в условиях потока пассажиров в начале осени. Я занял предназначенное мне место на боковой нижней полке в центре вагона. Практически все пассажиры, часа через три, после отправления, уже спали.
По пути следования поезд делал много остановок. Как минимум десяток из них были длительными и не потому, что менялись бригады локомотивов, просто расписание для этого поезда было составлено по принципу: «Пропускаем всех вперед».
На следующий день с утра радовали глаз, проплывающие в окне бескрайние поля. Часть из них уже была вспахана, другие отдыхали после уборки урожая, на третьих уже появились всходы озимых, а на некоторых еще стояла спелая кукуруза и подсолнечник.

Часто  проплывали поля с рулонами соломы, подготовленными к скирдованию. Честно говоря, я был удивлен порядку на земле. Все было под присмотром, а еще не убранные подсолнечник и кукуруза ждали своей очереди. Поскольку давно не ездил на дальних поездах, лет 15, наверное, отдавая предпочтение самолетам, я был удивлен изменениям в сельском хозяйстве! В прошлой памяти остались совсем другие картины.
Ближе к Ставрополю, показались стоявшие группами, как сторожа, ветряки для производства «зеленой» электроэнергии.
         В вагоне подобрались удачные соседи: мужчины, которые в большинстве своем не курили, и в течение дороги – ели и спали, в обсуждение проблем цен или политики в своих разговорах не вступали и никого не учили жизни на основе своего опыта.
Что касается женщин, то большинство из них были курящими и на каждой остановке поезда галопом бежали по вагону, с надеждой выйти покурить на перроне, поскольку в поезде курение запрещено. Правда, на кратковременных остановках проводники их не выпускали, к разочарованию последних.
На одном из перронных перекуров, во время длительной остановки, из окна увидел одну из путешественниц нашего вагона. На её майке красовалась яркая надпись: «Ведьмы не стареют». Хозяйке майки было лет 48, так что я не понял: то ли это намек на чисто женскую тему, то ли суть чего-то другого, более грозного…
Относительное спокойствие женской половины вагона нарушала лишь одна молодящаяся дама. Курящая, лет 50, которая вскоре после отправления из Москвы, «радовала» весь вагон своим требовательным разговором с представителями какого-то банка, требуя от них разъяснений понятия «технический овердрафт», при этом, напоминая работнику банка о том, что она сама квалифицированный бухгалтер.
В первый же день пути весь вагон уже знал, что дама из Смоленска и едет на пять дней на отдых. В течение всей поездки она успела выдать советы почти всем коллегам по полу. В том числе и маме, с сыном из Сирии, которые вышли в районе Ставрополя, прочитав им лекцию относительно политики Ясера Арафата, и убиенного лидера Ливии – Муаммра Каддафи. Делала она все это нарочито громко, видимо, для того, чтобы все оценили её эрудированность и интеллектуальные способности. Такой тип характера очень напоминал мне манеру поведения мелкого пуделя, который везде гавкнет, везде понюхает, а в случае отсутствия к нему внимания – все порвет в прах.
Чай, еда, содержание проплывающих пейзажей в окне, так пролетел день в пути, и наступила вторая ночь.
Ранним утром, после 5 часов пассажиры, которые спали, были разбужены шумом снующих по проходу женщин, которые переговариваясь, решали, из какого окна нужно смотреть на Крымский мост. Психоз был нагнан такой, что напомнил мне океанский накат на Халактырском пляже Камчатки, с которым я познакомился во время службы в армии. Иногда казалось, что вот-вот должен появиться молодой Ален Делон, а нашим женщины еще не готовы к общению с ним. Наконец, после ожидания на станции перед мостом Тамань-пассажирская, наш поезд тронулся и довольно быстро проехал 19 километров Крымского моста. Ничего сверх естественного дамы не увидели и были разочарованы, ведь надеялись, видимо, на что-то сказочное, наслушавшись агитаторов нашего телевидения. Итог увиденного из окон поезда подвела одна из женщин возгласом: «И это всё?!».

Однако, проезд моста стал все же занимательным. Поскольку народ был разбужен, то ранним утром некоторые попытались посетить туалеты. Но биотуалеты были закрыты.
На вопрос: Почему? Ведь биотуалеты ничего не сбрасывают из своего чрева на пути? Ответ проводников был краток: «Требования безопасности во время проезда моста!»
Вот он, яркий пример деятельности наших чинуш среднего звена, желающих любым способом доказать свою нужность и незаменимость. Проводники, конечно ни при чём. А вот чиновники из современного племени, в последнее время особенно активно стараются в доказательство того, что не зря получают деньги – выделить и наложить кучу креатива, доводя любую нужную, полезную задачу, до язвительного матерного анекдота. А мы после этого удивляемся, почему не можем достигнуть сути правильно поставленных задач…

После проезда Крымского моста, а это современное, красивое и грандиозное сооружение, которым, безусловно, можно и нужно гордиться, железная дорога, увы, стала одноколейной, не  электрифицированной, с тягой дизельного локомотива. Поезд постоянно и долго стоял на разъездах, пропуская встречные, в том числе и пригородные поезда из нескольких вагонов. Движение до Джанкоя было длинным и нудным. 233 километра мы ехали более 4 часов. И, наконец, прицепленный  в Джанкое к составу электровоз, таким образом, что последний вагон стал первым, начал путь до Симферополя.  Восемь с лишним десятков километров проехали чуть более за час.
Итак, 2000 километров, таково расстояние от Москвы до Симферополя по железной дороге, через Крымский мост, наш поезд преодолел за 39 часов. Средняя скорость 51 километр в час. Долго! Очень долго для XXI века!

      Вокзал города Симферополя встретил солнечным по-летнему жарким днём. По пути к привокзальной площади, загоревшие и разновозрастные таксисты, уже на перроне предлагали свои услуги, кто с акцентом, кто без него. На площади царило броуновское движение людей и транспорта.
Я отыскал автовокзал: им оказалась открытая площадка огороженная забором из металлической сетки и кассами по продаже билетов. Купил билет для дальнейшей поездки на маршрутном такси. Мне нужно было доехать до остановки Краснокаменка. Билеты до этой остановки не продавались, пришлось покупать до Ялты. Вместе с чемоданом поездка обошлась в 300 рублей.
В назначенное время микроавтобус был подан. Я показал билет шоферу и попросил его высадить меня на Краснокаменке, это около 20 км., не доезжая Ялты.
– У нас там остановки нет, я не обязан, и не имею права там останавливаться, – ответил шофер, мужчина приятной наружности лет 45.
– Как мне быть, что ехать до Ялты? – спросил я.
– Им в кассе лишь бы продать билеты, а остальное  не интересует. Ладно, остановлюсь, буду нарушать правила, но чемодан бери с собой в салон, – ответил шофер.
Сев на место, номер которого был обозначен в билете, положив свой небольшой чемодан на пол около первого сидения автобуса, я оглядел уже видавший виды, но в приличном состоянии микроавтобус марки «Мерседесс». Три места были свободны.
– Значит, придется ждать, пока кто-то придет? – подумал я.
Однако, в автобус зашел высокий мужчина – сотрудник автовокзала, об этом свидетельствовал бейдж на его груди. Он проверил у пассажиров билеты и дал команду на отправление. Мы тронулись в путь. Еще не выехав из Симферополя, шофер остановился на поднятую руку прямо на дороге, в  автобус вошла женщина, назвав пункт назначения, вручила шоферу наличные деньги.
Затем, в пределах города, таким образом, было подсажено еще трое пассажиров. Один из них вынужден был ехать стоя. Я понял, что это дополнительная система заработка для водителя, которая стала возможной благодаря совместным действиям работников автовокзала и водителей. В кассе на несколько мест, видимо, специально не продавались билеты.

     Дорога до Алушты была в удовлетворительном состоянии, поэтому относительно быстро доехали до этого города, а вот потом начались проблемы. Трасса на Ялту от Алушты находится в капитальном ремонте, поделена на участки, на которых движение только по двум полосам. Скорость резко упала, но примерно через час я вышел на остановке Краснокаменка и, перейдя трассу, у стелы с надписью «Артек» начал спуск по тротуару. Пройдя пару километров вниз, а ходьба вниз оказалась не легче для мышц, чем вверх, я оказался у назначенного места, где меня и встретил мой старинный друг. Итак, я добрался до Гурзуфа в районе лагеря «Артек».
Слегка передохнув, ближе к вечеру, в этот же день, мы с приятелем  направились в Гурзуф, где он мне показал пляж и сориентировал по сторонам «гурзуфского света», и работой местного транспорта. На обратном пути мы пешком дошли до супермаркета «Галактика» в котором приобрели съестные продукты.
Магазин большой с огромным выбором консервированных и фасованных продуктов. В отделе, где продавались мясные продукты, я стал разглядывать сырокопченые колбасы. К моему удивлению на них не были указаны цены: ни в килограммах, ни в 100 граммах, ни даже в тройской унции.
Я обратился к продавцу – к плотной дородной даме лет 35, очень похожей по типу на продавцов развитого социализма, крепко держащих в своих руках дефицит, с вопросом: «Сколько стоит вот эта колбаса» – указав на выбранную.
– А сколько вам надо? – ответила встречным вопросом продавец.
– Сколько стоит килограмм? – повторил я вопрос.
Дама взяла батон колбасы, на который я указал, положила на электронные весы.
– Шестьсот грамм, 590 рублей –  ответила продавец.
Я тут же прикинул в уме, что цена за килограмм около 1000 рублей.
– Покупаем, сказал мой друг, мы получили  колбасу с наклейкой цены и веса.
– А разве не положено на витрине указать цену товара? – спросил я.
– А зачем, колбас много, стоит ли тратить бумагу. Вы спросите, я взвешу и скажу – последовал ответ.
Я  вопросительно взглянул на приятеля.
– Не бери в голову, здесь так, – ответил он.
Сделав остальные покупки, доехали домой на маршрутке, которую пришлось довольно долго ждать.
Нагрузка на мои ноги в этот день была запредельной и непривычной, так что вечером они дали знать мне об этом сполна. Мне пришлось признать свой возраст, и расположение основных суставов, поэтому следующий день был посвящен отдыху на диване, приготовлению еды, то есть акклиматизации.

Знакомство с морем
      Через день после прибытия, несмотря на боль в мышцах ног и суставах от пройденных накануне порядка 10 км., в середине дня, я все же самостоятельно направился на пляж. Чтобы попасть туда, нужно было проехать три остановки на маршрутке, которые раз в полчаса обеспечивали связь между Гурзуфом и Ялтой.
День ласкал теплом, на небе ни тучки, с моря дул легкий бриз. Выйдя на конечной остановке имевшей название Кипарисная, рядом с небольшой, очень красивой православной Церковью, по мощенной камнем дороге,  направился вниз к пляжу.

Правда, время от времени, по ней пролетали мотороллеры, издававшие  треск и оставляющие запах бензинового выхлопа с ароматом масла. Справа и слева старинные постройки, масса маленьких красивых и аккуратных магазинчиков, продавцов всякой всячины: от инжира и персиков, до вязанных изделий и местных сувениров. Это слегка напомнило мне посещение Неаполя в 90-е годы.

 

Набережная Гурзуфа тянется вдоль моря километра на два. Внизу у моря оборудованы галечные пляжи: городские – вход бесплатный и санаториев – только по пропускам. На набережной скамейки, киоски с сувенирами, мороженным, едой и другими пляжными товарами. Везде чисто.

На городских пляжах можно арендовать лежак, подстилку, зонт, часть из них имеют стильные навесы от солнца. Имеются примитивный душ с пресной водой и туалеты, но все эти услуги платные.
Спустившись на бесплатный городской общественный пляж, который работает с утра и до 18 часов, я оплатил лежак и в раздевалке одел свой пляжный наряд: шорты для плавания, а так же специальную обувь  для хождения по гальке. Минут  15 посидел на берегу и после этого решился окунуться в море.
Вода оказалась освежающей, но теплой – 22 градуса и вскоре я уже наслаждался купанием. Оказалось, что за десять лет не разучился плавать, а вода в море осталась такой же соленой.
В этот день море было спокойным, людей на пляже было немного, ведь на дворе был конец сентября.

Окунувшись дважды в море, проплыв пару десятков метров, полежав на лежаке, аренда которого обходится в 300 рублей,  переоделся и направился домой. Медленным шагом, чувствуя боль в мышцах после позавчерашней нагрузки, я преодолел подъем до остановки маршрутки и вскоре, проехав три остановки, был на месте.
После ужина, усталость накатила на меня. Прилег на диван и мое тело благодарно почувствовало счастье отдыха. Хватило десятка минут, и я был оккупирован сном.
Следующие два дня,  в первой половине дня занимался хозяйственными вопросами и прежде всего приготовлением еды для себя и товарища, а после обеда проводил время на пляже. Погода баловала: солнце, тепло, вода около 22 градусов. В послеобеденное время на городском пляже было совсем немного народа, что радовало. Спасатели и обслуживающие пляж парни, все худощавые и загоревшие были доброжелательны и учтивы, никакой надменности в отношении «отдыхаек». Удивила чистота на пляже: ни одной бумажки или остатков пищи. Вспомнились времена, когда все было иначе.

Поездка в Ялту
На совете с моим приятелем решили, что стоит посетить Ялту. Во-первых, потому, чтобы посмотреть город, в котором я бывал много раз в советское время, начиная с 80-х годов прошлого столетия, а в последний раз в 2013 году, еще во времена, когда Крым находился в составе Украины. Во-вторых, нас интересовал хозяйственно-строительный рынок, так как нужно было заменить душевую лейку, а также приобрести другие нужные товары для хозяйства. И в третьих – продовольственный рынок с главной целью приобрести мясо.
30 минут на маршрутном такси и мы на автовокзале Ялты. Пешком дошли до строительно-хозяйственного рынка. Место, названное рынком, представляло собой разного типа старые здания и ларьки в большом количестве и напоминало рынки конца 90 годов прошлого столетия. Зайдя в один из ларьков с сантехникой, мы так и не дождались внимания продавца, который видел нас, но занимался установкой смесителя на стенд, который никак не хотел стоять и постоянно падал. Поняв, что ему не до покупателей, покинули ларек. В другом месте с нами обошлись очень внимательно и учтиво и мы  с поставленными задачами справились быстро. Сложив наши  небольшие по размеру и весу покупки в рюкзак, направились к центру города в сторону морской набережной по Московской улице вдоль реки Дерекойки. По моим зрительным воспоминаниям, внешне практически ничего не изменилось, если не иметь в виду ухоженность и чистоту улиц и цветников в центре, большее количество современной рекламы и возросшее количество автомобилей.
Спускаясь вниз, к морю, мы достигли вещевого рынка. Сначала зашли в еще сохранившиеся старые лавочки, в закоулках которых можно было заблудиться. Найдя киоск с очками, мой друг подобрал себе трое очков: для работы, для дома и для чтения, а затем мы вошли на территорию современного вещевого рынка, построенного по всем современным стандартам и моде. Перед ним на широкой площадке установлен автомобиль «Запарожец», получивший в народе в свое время  кличку «Ушастый», красного цвета, в отличном состоянии с нагруженным верхним багажником арбузами, дынями, тыквами и другими овощами. Красивая и уместная композиция привлекала внимание и провоцировала сделать фото на память.

Осмотрев рынок, который в основном состоял из одежды мало известных брендов и курортных принадлежностей, не найдя летней шляпы моего размера, сделал вывод: рынок – красивый, дорогой, но отчасти бестолковый.
Вскоре мы оказались на знаменитой ялтинской набережной носящей имя Ленина. Памятник В. И. Ленина стоял на старом месте. Здесь, в Ялте, Ленин, не указывал путь рукой в прекрасное будущее, зато глубокомысленно смотрел вдаль – в сторону моря.
Ялтинский маяк и причал порта остались без изменений, но ни одного пришвартованного крупного судна в порту не наблюдалось. Да и в море до горизонта я не обнаружил судов, яхт с парусом или кораблей. Видимо это было связано с тем, что идет СВО.
На набережной прогуливался немногочисленный народ, неудивительно, конец сентября, последние дни сезона в Ялте.
Мой приятель предложил посетить отличную пиццерию, в которой можно отведать настоящую итальянскую пиццу, с многообещающим названием «Дьявола».
Свернув с набережной на небольшую улицу Морскую, в доме под № 23 обнаружили кафе-пиццерию с названием «Капри». Время было дообеденное, зал пиццерии был практически свободный. Разместившись в дальнем углу кафе, у панорамного окна, выходящего на улицу, мы заказали пиццу «Дьявола», я себе безалкогольное пиво, а приятель тёмное пиво. Минут через пятнадцать на большой специальной тарелке принесли румяную красивую и очень соблазнительную пиццу. Качество лакомства оказалось на высоком уровне!
Основательно перекусив, мы направились на продовольственный рынок. При этом, по пути, посетили реконструированную площадь напротив кинотеатра «Сатурн». Там ранее находился классический круглый фонтан, который я помнил по прошлым посещениям Ялты. Теперь, после реконструкции, прямо из земли били струи воды разной высоты. Такой «земной» модный фонтан, окружённый бетонными скульптурами напоминающими бокал для мартини, в которых по замыслу архитектора должна была расти зелень. Все это стало оригинальным украшением центра города. Однако, в жарком климате задумка архитектора не сбылась. Окрашенные в белый цвет эти бетонные рюмки стояли безжизненными, растения в них не прижились, но выглядели урбанистически интересными.

 Вокруг фонтана амфитеатром расположились скамейки для отдыха. Дети с удовольствием бегали через струи фонтана купались и были довольны и счастливы. Рядом с преображенной площадью находился торговый дом. Площадь вокруг фонтана со стороны Киевской улицы радовала взгляд клумбами с зелеными посадками и еще цветущими желтыми каннами.
Передохнув в тени деревьев на скамейке у фонтана, мы направились мимо современного и недавно открытого офиса банка «Сбер»,  на Киевскую улицу и двинулись по ней в сторону продовольственного рынка.
      Центральный рынок Ялты большой, но тесный. Вся продукция, не требующая специальных условий для торговли: фрукты, овощи, зелень – в рядах накрытых какой-то крышей на открытом воздухе. Продуктов изобилие, но разойтись в рядах свободно, не всегда можно. Мясной и рыбный павильоны в приспособленных помещениях и с богатым выбором. Удивило то, что предлагаемая мясная продукция не была обозначена ценами. Выяснилось, цену объявляет продавец, а это означает, что он решает какую конкретную цену назначить конкретному покупателю. Расчет на покупателя, который плохо ориентируется в ценах и не станет торговаться, этакий способ повышения рентабельности. Способ неверный и неудобный для покупателя  и сомнительный с точки зрения выгоды.

Поторговавшись с продавцом мяса, мы приобрели все, что планировали, уложились в планируемые для этих целей деньги. Мясная и рыбная продукция на рынке примерно в таких же ценовых уровнях, как на Преображенском рынке в Москве.
Что касается рыбы, то она во всей стране по ценам не уступает ценам на мясо. Цены на красную рыбу или на дары моря вообще заоблачные. В Ялте большой черноморский калкан (огромная камбала) – 1000 рублей за килограмм. Морской окунь – почти 500 рублей. Как  и положено в торговле, цены на ялтинском рынке (Даниловский и Дорогомиловский и а тем более Усачевский рынок в Москве не в счет) – чуть ниже, чем в продовольственных магазинах. Цены: на фрукты и овощи местного происхождения – чуть ниже, чем в Москве, но для Юга – дорого. На импортные фрукты – цены выше московских. Если говорить о продовольственных магазинах, то цены в Крыму процентов на 10-15 выше московских. Это не радует, местных жителей. По словам моего друга, после окончания курортного сезона – цены не снижаются.
Закончив осмотр рынка, и сделав покупки, мы отправились на автовокзал и уже минут через сорок вернулись домой в Гурзуф.

Экскурсия по Гурзуфу
Следующий день, у моего приятеля был выходным, мы посвятили его осмотру Гурзуфа. Прогулка по Гурзуфу – дело стоящее и интересное, но нелегкое. Высота центра посёлка над уровнем моря – 63 м., а самая высокая точка гора Балгатур – 150 м над уровнем моря.
Сам поселок невелик по площади, часа за два можно пройти практически по всем его улицам. Улочки Гурзуфа узкие, круто поднимающиеся вверх, Много лестниц для преодоления подъемов.

В микрорайоне, застроенном домами современной архитектуры 60-70 годов, живет основная часть населения Гурзуфа. Здесь расположены социально важные учреждения: почта, школа, поликлиника, клуб, библиотека, дом быта, Поссовет.
Более древняя, приморская часть сохранила свой исторический колорит. Здесь еще есть дома дореволюционной постройки. По старой части проходит главная улица Гурзуфа — Ленинградская. В Гурзуфе много татарского колорита, сохранились старинные двухэтажные домики с красными черепичными крышами. Многие крыши старых домов, увиты виноградом.

У подножия скалы Дженевез-Кая раскинулась Чеховская бухта. Сюда ведет узенькая, с рядом ступенек улочка, носящая имя А. П. Чехова, похожая на тропу.

Здесь находилась дача, а теперь музей  великого писателя. В январе 1900 года Антон Павлович покупает дом в Гурзуфе, чтобы жить с женой подальше от шума и суеты Белой дачи в Ялте: небольшой домик с уютной бухточкой и двориком на 100 квадратных метров.
При подходе к музею лицезрели небольшую скульптуру постоянным и законным жителям Гурзуфа – памятник в натуральную величину вглядывающейся в море кошке. Местные жители дали ей имя – Муся – Пенелопа.

Гурзуф на всем нашем пути украшали, по другому не скажешь, расположившиеся в совершенно необычных местах и в разных позах коты и кошки.
Они чувствуют себя здесь вальяжно, полноправными хозяевами, а людей воспринимают как данность, которую приходится терпеть, и позволяют им присутствовать в их жизни.

Местные называю их котиками, а Гурзуф – их столицей. Тёплый климат и обилие солнца очень нравится представителям кошачьих, ведь зимы на полуострове почти нет, по меркам остальных регионов.
Здесь очень много санаториев, парков, набережных и кафешек, где можно разжиться лёгкой добычей, а многочисленные туристы часто сами покупают корм и с удовольствием подкармливают котиков.
В Гурзуфе, рыбаки-любители, делятся рыбкой с хвостатыми. Подкармливают этим лакомством, пойманным на удочку. Во время лова они возле них дежурят. Коты в Гурзуфе всех возможных окрасок, длины шерсти и пород. У многих из них есть свои именные точки, хозяева которых знают их, дали им имена, подкармливают и ухаживают за ними и они становятся достопримечательностью магазинчиков или кафе.

Есть котики, которые специализируются на промысле добычи еды на пляже. Они прекрасно ориентируются, к какой компании стоит подойти поближе и практически всегда их награждают угощением. Гости Гурзуфа и местные жители относятся к котикам совершенно доброжелательно.

Конечно, осматривая Гурзуф, не смогли мы с другом не посетить дом, в нескольких шагах от площади «Пятачок», на стене которого красуется панно, открытое совсем недавно, с изображением во всю стену кошки. Очень оригинально и в тему.

В Гурзуфе можно приобрести разные сувениры, посвященные гурзуфским котикам. Котики Гурзуфа – особая достопримечательность!

     В самом центре старого Гурзуфа находится миниатюрная площадь «Пятачок», на которую сходятся все старые улочки, она оживленная, здесь можно присесть в одном из уютных ресторанчиков и приятно провести время.

Неподалеку от неё, как только проходим вниз небольшую пекарню с тандыром, в которой пекут лепешки, спускаемся по каменной лестнице, отполированной обувью за многие десятилетия, и попадаем в район Дома творчества художников им. Коровина.
В 1912 г. живописец К.А. Коровин построил дачу, где он работал, а рядом гостиницу, чтобы содержать мастерскую. В этом трехэтажном доме на берегу Гурзуфского залива на званые ужины собиралась вся творческая элита. Сюда любили приезжать И.Е. Репин, Ф.И. Шаляпин, М. Горький. Перед входом установлен «говорящий» памятник двум друзьям. Коровин и Шаляпин оживленно беседуют, небрежно откинувшись на спинки стульев.

О достопримечательностях Гурзуфа, которых много, написано немало и литераторами и художниками. Кому интересна история этого славного поселения на берегу Черного моря, стоит заглянуть в интернет.

      После осмотра Гурзуфа было купание в море. Конечно, для нас «материковых» удивительно, что вода в 21 градус в самом конце сентября, купайся до упаду, а на берегу, на пляже, солнце и теплый ветерок. Рай, да и только!
На следующий день на море был приличный накат. Волны довольно крупные, размеренно разбивались об берег, но пляжи были открыты. При выходе из моря волна сбила меня и оттащила назад в море, пришлось при помощи следующих волн передвигаться ближе к берегу, используя их и все свои четыре точки опоры. Удалось выбраться удачно, получив несколько раз крепкие шлепки от волн по заду. Море как бы предупреждало: со мной не балуй!

Интересные встречи
      Пребывание в Гурзуфе предполагало не только посещение моря. 26 сентября утром была назначена запланированная ранее встреча с Подзноевым Владимиром Ерофеевичем. Кинорежиссер-оператор, заслуженный работник культуры УССР, член Союза кинематографистов России, Почетный работник «Артека» основатель киностудии «Артека», он практически создал и затем возглавлял её многие десятилетия. Владимиру Ерофеевичу 84 года, заслуженный и уважаемый человек в настоящее время руководитель огромного киноархива, снятого  и собранного за многие десятилетия.

Он оказался необыкновенно интересным человеком. Проговорив несколько часов, мы договорились о еще нескольких встречах и об интервью с ним.  Это отдельная тема для повествования и рассказ об этом замечательном человеке в планах будущих моих публикаций.
В этот же день, это был вторник, на море разразился шторм. Волны докатывались до стены набережной, купание было отменено, пляжи закрыты, о чем свидетельствовали красные флажки, развивающиеся над ними. Я прогуливался по набережной, снимал волны, дышал насыщенным морским влажным воздухом. Наблюдая за штормом, всегда приходит мысль: насколько человек мал и беспомощен.

Возвращаясь домой, купил рыбу холодного копчения, продавец пояснила, что это крымский сарган. Рыбка весом оказалось грамм 200, стоила 450 рублей, но её вид и запах сделали свое дело – соблазнили меня.

     На следующий день состоялась еще одна встреча с Владимиром Ерофеевичем. Он многое рассказал о том, как создавалась киностудия, кого пришлось ему снимать. Провел экскурсию по киностудии, которая занимает третий этаж большого административного здания. Показал кабинеты, в которых работают сотрудники, теперь, конечно окруженные компьютерами. Показал просмотровый зал, и кинопроекционное помещение, где установлены два огромных аппарата для показа пленочных фильмов на большом экране. Владимир Ерофеевич показал гордость киностудии «Артека» – архив отснятых за многие десятилетия на кинопленку материалов.

Затем, в его кабинете, где установлен настоящий, действующий монтажный стол, для работы с пленкой, за чашкой кофе, проговорили с ним до обеда о жизни и её противоречиях, о творчестве, о планах на будущее.

На следующий день, 28 сентября, утром, состоялась третья встреча с Владимиром Ерофеевичем. Мне было предложено посмотреть фильм о нем, созданный недавно работниками киностудии  в рубрике «Лица «Артека». Фильм смотрели в просмотровом зале на огромном электронном экране. Мне удалось договориться и фильм об этом замечательном человеке я планирую разместить на сайте «Москва-Отражение».
После встречи в киностудии «Артека» и обеда, отправился к морю. Море встретило крепким накатом, входить в море и плавать я не решился, вспомнил о возрасте, схитрил и присел на галичный бортик, намытый волнами. Время от времени волна сама купала меня, обдавая водой всё тело.

    По предварительной договоренности на следующий день с утра я записал с Владимиром Ерофеевичем интервью, в котором он рассказал о своем детстве и о том пути, который он прошел в молодости, прежде чем стал режиссером-оператором. Мы договорились, что после расшифровки звукозаписи, он просмотрит интервью и в случае согласия, я его опубликую. Весь уже полученный материал позволял сделать даже не интервью, а публицистический рассказ об интересном творческом человеке, отдавшим все свои силы и талант становлению кино в «Артеке», начав эту работу в 1965 году и таким образом запечатлев яркую историю знаменитого детского лагеря отдыха.
После обеда  не изменяя правилу, я отправился на море, которое вроде бы успокоилось, но накат все же был довольно мощный, что не помешало мне войти в море и поплавать, покачиваясь на волнах.
Рядом со мной, в метрах 15, расположились дама с мужчиной, который на вид был лет на 20 старше её и двое братьев близнецов лет 11-12. Оба очень упитанные, с фигурами, мягко выражаясь, напоминавшими 50 летних мужчин. Они купались в море с надувными нарукавниками, но большую часть времени проводили на берегу за игрой на своих смартфонах, ярко переживая наносимые какому-то врагу удары голосом и взмахами руками. Взрослые время от времени прикладывались к вину. Делали это скрытно, иногда отходили в сторону на перекур.
Чуть дальше отдыхала другая семья: бабушка, мама и парнишка, тоже лет 12 – 13. Он был полной противоположностью братьев близнецов. Худощавый со стройной пацанской фигуркой, со слегка рыжеватой, короткой шевелюрой.
Было видно, он хорошо плавал и не боялся воды. С накатывающимися волнами он имел отношения как с родственниками. Он играли озорно друг с другом, как закадычные друзья. При этом никакого спуска волны ему не давали. Они то выбрасывали его на отмель, то вместе с откатом опять забирали в море на глубину. Он и сам многократно кидался в объятия волн. Временами они полностью скрывали его, но сидевшие на берегу и наблюдавшие за ним взрослые не волновались. Парню такая игра явно доставляла огромное удовольствие. Смотреть на его азартную игру с волнами доставляло такое удовольствие, что глаз оторвать от этой дружбы моря и мальчишки было невозможно. Удивительное единение молодой энергии и природы! Наигравшись вдоволь, парнишка вышел на берег, по нему было видно, что он счастлив.

 Обратный билет
      Вечером, при помощи интернета, я попытался купить обратный билет. Увы, сделать это быстро не удалось. Места были раскуплены. Только зайдя на другой сайт, мне посчастливилось купить билет на скорый двух этажный поезд в купированном вагоне, но только верхнее место. Транспортная проблема: Крым – Материк продолжала существовать, несмотря на то, что билет был взят на 8 октября, более чем за неделю до отправления. Цена такого билета составила практически двойную цену на самолете, которые, к сожалению, не летали из Симферополя.
РЖД от Крыма отказалась, боясь возможных западных санкций, поэтому осуществляет железнодорожное сообщение с полуостровом частная компания «Гранд Сервис Экспресс». Нужны ли в этом случае комментарии? Думаю, что нет!
В связи с проблемами по покупке билета, мое пребывание в Гурзуфе увеличилось почти на неделю.
Всем, кто рискнул отдыхать в этом году конце сентября – начале октября в Крыму – повезло. Погода позволяла: вода в море не опускалась ниже 21 градуса, практически все дни были солнечными. Несмотря на ряд ветреных дней, погода, хотя и не жаркая, баловала. Местные говорили, что такой осени они давно не помнят.
Несмотря на то, что отдыхающих на пляже  хватало, повинуюсь расписанию принятому местными властями, пляжи официально с 1 октября были закрыты. Это означало, что спасателей нет, туалеты при пляжах закрыты, отсутствовали платные услуги: лежаки, зонты и прочее, кроме того с пляжей убрали кабинки для переодевания. На входе на пляж повесили объявление: «Пляж закрыт, купание запрещено». Помещало ли это распоряжение продолжать купание людям? Конечно, нет! Одно дело решение местных властей и совсем другое дело погода. На набережной продолжали работать магазинчики и кафе, да и частные продавцы сувенирами не пропали. В море выходили экскурсионные суда, сдавались напрокат катамараны для прогулок.
Во все оставшиеся дни до отъезда в обязательном порядке я включил в свой распорядок дня посещение пляжа и купание и каждый день похода на море давал мне заряд полезной усталости.
Накануне отъезда вместе с приятелем, поскольку была суббота, мы отправились закрывать плавательный сезон. В течение  трех часов трижды заходили в море, вода была теплой, день солнечным, только приличный, очень свежий ветер напоминал о том, что на дворе октябрь. Мы отметили окончание сезона, выпив бутылку прекрасного сухого вина с легкой сырной закуской.

Перед уходом я попрощался с морем, поблагодарив его за прекрасные дни, за доставленное удовольствие и за снисхождение ко мне.

       Утро следующего дня, а это было воскресенье, было посвящено сборам. В 12 часов дня я отправился в обратный путь: Гурзуф – Симферополь – Москва.
До трассы, проходящей наверху, а это километра два в гору, доехали с приятелем в переполненной маршрутке. Стоит сказать, что с внутренним общественным транспортом в Крыму не все ладно. В основном это маршрутные такси, и хотя они ходят по расписанию, но практически всегда перегружены пассажирами, да так, что диву даешься, как они преодолевают крутые подъемы с поворотами. Говорить о комфорте пассажиров в этом случае не приходится.
Выйдя на трассе и дойдя до остановки троллейбуса 52 номера, который осуществляет перевозку пассажиров из Ялты до Симферополя, я вскоре помахал на прощание рукой своему приятелю из окна троллейбуса. Троллейбус был наполовину заполнен пассажирами. Оплатив проезд при помощи банковской карты – 180 рублей, я устроился на одном из сидений, поставив рядом свой небольшой чемодан. Через два часа мы въехали в Симферополь и вскоре были на площади у вокзала.
Зайдя на территорию вокзала, пройдя при этом тщательный электронный контроль содержимого моего чемодана и карманов, я оказался на перроне.
До отправления поезда было более двух часов, а время обеденное, поэтому я решил, что подкрепиться не помешает. Сдал чемодан в камеру хранения. Рядом с вокзалом  расположилось много магазинчиков и столовая.
В столовой я взял на раздаче салат из помидор, бифштекс с яйцом, картофельное пюре и два кусочка прекрасного серого крымского хлеба. Такой неполный обед обошелся в 450 рублей! Однако, надо отдать должное, еда была очень приличного качества.
Затем я зашёл в привокзальный магазин и купил две бутылки воды, две пачки крекеров и две маленькие упаковки соков. О ценах говорить не буду. Стыдно. Они в три раза дороже, чем в крымских магазинах. Здесь, видимо, взяли пример с такого рода заведений и магазинов в московских аэропортах.
За полчаса до отправления двухэтажный состав из 14 вагонов был подан на перрон и пассажиры начали заселять его.
Мое место находилось в последнем вагоне, на первом этаже, верхняя полка. Я разместился в купе, присел у столика. Минут за десять до отправления поезда, в купе зашел крепкий молодой мужчина, лет 32, в зеленом берете полевом камуфляже: куртка, брюки в берцы, майка тельняшка зеленого цвета. С ним был большой и тяжелый военный рюкзак.
– Будем ехать вместе до Москвы? – спросил он.
– Да, ответил я.
– У меня верхнее место.
– У меня тоже, – ответил я.
– Давайте знакомиться, меня зовут Павел.
Павел снял рюкзак, поставил его на свою верхнюю полку, затем снял берет, куртку, которую повесил на вешалку и остался в майке тельняшке без рукавов и брюках с оригинальными подтяжками. Его правая рука почти полностью была в татуировке, значение которой я определить не смог. На шее виднелась серебряная цепочка с православным крестиком.
Темный коротко стриженый шатен, с крупными чертами лица с большими серо-голубого цвета выразительными глазами, оказался общительным и дружелюбным. Весь его вид и поведение располагали к общению, поэтому я задал вопрос: «Вы контрактник, если не секрет, где несете службу?
– Нет, я мобилизованный, сержант, и уже год нахожусь на службе в зоне действия СВО, был призван из Серпухова. В свое время служил срочную на Дальнем Востоке.
В это время поезд тронулся, и начал набирать ход. У нас с Павлом завязалась беседа. Он производил очень приятное впечатление, а мне было интересно узнать о его отношении к службе, к жизни.
Беседу прервал проводник, который быстро рассказал о том, какие услуги предоставляет компания, каковы правила внутреннего распорядка в поезде.
После информации проводника наша беседа с Павлом продолжилась. Он кратко рассказал о себе, о том, что находится в отпуске и едет домой для того чтобы жениться. Я коротко рассказал о себе: об учебе, о полетах на военно-транспортных самолетах АН-12, о службе в армии на Камчатке, о работе учителем, о  службе в МВД и о том, чем занимаюсь сейчас, на склоне лет.
На мой вопрос об отношении к мобилизации и призыва на службу Павел ответил: «Я пошел служить по призыву, который совпал с моими убеждениями и желанием. Даже если бы меня не призвали, я бы все равно оказался там, где нужно защитить наших людей и интересы страны. Я не пивной патриот, я просто мужчина и гражданин, я так думаю и я в этом убежден».
Из короткого общения с Павлом я сделал вывод, что мы понравились друг другу.
Более часа, пока мы ехали до Джанкоя в купе вдвоем, мы успели рассказать друг другу о службе в армии, об опыте жизни, об отношении к тому, что происходит в нашей жизни вокруг нас.
Павел после этого разговора задал мне вопрос: «Как ты можешь охарактеризовать меня, я чувствую, что ты хороший психолог?»
– Охарактеризовать как личность или как гражданина?
– Меня больше интересует твое восприятие меня как личности, – ответил Павел на мой вопрос.
– Не обижайся, поскольку буду и откровенен и краток.
– Валяй!
– Ты сладкий разгильдяй, – ответил я.
– Вот это да, надо же, как образно, а ведь, правильно! – воскликнул Павел.
       На остановке в Джанкое в купе поселились еще двое мужчин: один из них оказался программистом лет 32, второй полковником в отставке и наш приватный разговор перешел в общий, который не касался ни политических, ни других острых или спорных проблем.
Павел предложил отметить наше знакомство и достал из своего рюкзака бутылку хорошего марочного портвейна. Возражений не было и очень скоро мы уговорили бутылку вина и познакомились.
Позднее Павел и программист, который представился Иваном, отправились в вагон ресторан на ужин. Я обошелся чаем и крекерами. Часов в 11 вечера, Павел и Иван вернулись из ресторана, они были, крепко выпивши, находились в отличном настроении. Ребята принесли с собой две бутылки  сухого шампанского, одну из которых выпили тут же. Павел предложил, и, получив согласие, прочитал нам несколько стихотворений Сергея Есенина, страстным почитателем которого, как оказалось, он был. Читал он их с чувством и страстно.
– Я люблю Есенина, поэтому и мой позывной в армии – «Есенин», – заметил он.
Подошло время укладываться спать. Иван сам предложил мне, занять его нижнюю полку, что откровенно говоря, меня удивило. Меня вообще поразила обстановка, в которой четыре ранее не знакомых мужика, разного возраста, рода занятий и жизненного опыта быстро нашли общий язык и создали дружественную атмосферу в купе.
– Вот бы нашим политикам так же находить взаимопонимание, ведь все они путешествуют на корабле, название которому Земля, – подумал я.

      Ночь прошла спокойно. Утром, посетив туалет, а их в двухэтажном вагоне было три на 64 пассажира, не считая детей. В обычном купейном вагоне 36 мест и два туалета. Вообще впечатление о новых двухэтажных вагонах у меня сложилось одно: те, кто создавал их, выполняли задачу: разместить больше людей на 8 колесах. А то, что в вагоне на каждого имеется электрическая розетка или USB  разъем и индивидуальный светильник не делают эти вагоны удобнее классических.

Утром, я встал рано после 7 часов, выпил чая с крекерами, и стал наблюдать за  проплывающими картинами в окне. Остальные пока спали. Только после станции Россошь поднялись двое соседей, а Павел продолжал спать.
Примерно после 12 часов Павел встал и нисколько не стесняясь, сказал: «Мне необходимо перекусить, а главное выпить холодного пива, я вчера перебрал».
Сказав это, он направился в вагон-ресторан.
Мой обед состоял из супа «Доширак» и сока.
Остаток дня мы провели в купе. Кто-то слушал музыку в наушниках, кто-то разгадывал ребусы и кроссворды, в течение дня все немного поспали.
Наконец, поезд въехал в Московскую область, казалось, что чем ближе к Москве, тем выше его скорость.
В 20 часов и 55 минут, точно по расписанию поезд остановился на Казанском вокзале. Прощаясь, мы с Павлом обменялись всеми электронными координатами и договорились, что обязательно до его отъезда на фронт встретимся у меня для разговора.
Уже войдя в метро, позвонил своему московскому другу и попросил встретить меня у выхода метро Парк культуры, и захватить с собой куртку, так как в Москве было по-осеннему холодно. Друг меня встретил, и хотя в Москве действительно было холодно и зябко, мои впечатления о посещении Крыма, о встрече с людьми и о новом интересном знакомом, были теплыми.

Эдуард Якимов
Октябрь 2023 года, Гурзуф – Москва.
Фото, имеющие авторство – из открытых источников.

Просмотров: 1 231
0 Comments

Нет комментариев.